О беспорядках, поведении и… ябедах

Морально-нравственный облик каратиста — это не просто стремление к высокому идеалу поведения, но и важнейший предохраняющий фактор. Человеку с низкими устремлениями, позволяющему себе преступные поступки нельзя давать в руки оружие, которым несомненно является каратэ. Однако значительную долю воспитательной работы проводит не преподаватель, а коллектив. Один из частых случаев в практике: жалобы на происходящее в раздевалке или вообще вне зала. Я разграничиваю для детей понятия «ябедничества» или «стукачества» (оба они имеют мотивации самоутверждением, корыстью, снимают ответственность с самих ребят) и «экстренного доклада«. В первом случае не происходит ничего такого, с чем не могли бы справиться сами ребята. На худой конец они могут спросить абстрактно: «А что делать, если какой-то человек так поступает?» Во втором случае происходит что-то, требующее мгновенного вмешательства: членовредительство, преступление и т.п. — там преподаватель обязан появиться (да и вообще любая помощь в тему).

Со временем ребята и со второй частью будут справляться. Но доклад должен продолжаться. Здесь также важно уловить мотивацию и продемонстрировать детям свою заинтересованость в научном исследовании, а не в желании выявить виновника (иначе их мотивации опять станут плохими, а доверие подорвется).

Помощь с методами решения проблем для коллектива — вещь очень ответственная. Не стоит бояться брать время на подумать и на дополнительное анализирование. Для соблюдения коллективистских отношений (не менторских и не потребительских) лучше всего обсуждать методы вместе с ребятами, признавая их право голоса. Навяжите им директивно — и это не будет работать без вас. Создадите удобный механизм, просто выдав готовую конструкцию — они не научатся сами решать подобные вопросы.

Добавить комментарий