О детском труде и его результатах

Давно тут не был, начнем с конца.

Дети часто слышат от родителей монолог: «Ты не хочешь идти в садик/школу? Папа идет на работу, мама идет на работу. Твоя работа — идти и заниматься.» Но ребенок по сути материалист. Ему мало идеи. Он видит, что судя по другим разговорам «Папа заработал и принес домой телевизор», «Мама заработала и принесла домой еды», ну и дальше там по шаблону. Ребенок видит связь между работой и появлением материальных предметов и благ. Он приносит домой поделки из садика и школы и ценит их, как результат своего труда. В некоторых случаях такие поделки приспосабливаются родителями в качестве домашнего украшения и тогда ребенку очень гордо — он вложился в общий дом. В целом я считаю очень важным выработать эту взаимосвязь — «работа» = «вещественный результат».

В школе становится чуть сложнее. Ребенку говорят: «Ты приносишь домой знания.» Но ребенок-материалист видит больше реакцию на оценки. В его голове они еще не ассоциированы с каким-то реальным результатом. Во многом он не считает их (оценки) объективно-сопоставимыми с его знаниями, навыками. Полученная «нахаляву» пятерка зачастую радует не меньше, чем кровно-заработанная. Тем паче, что родители частенько тоже не дифференциируют эти отметки. Ребенок (а зачастую-то и взрослый) не знает как эти знания применяются на практике, как воплощаются в материальное. Для него алгебра мало связана с любимым телевизором, а физкультура (!) с занятием в секции по каратэ.

Еще раз повторюсь, что не у всех так, но часто. И декларация правильного понимания от ребенка ничего не доказывает — чувствует он иначе, что подтверждается отношением.

В нашей секции дети занимаются каратэ. В спорте есть стимулирующие моменты в виде наград за победы, но далеко не всем они достаются. И далеко не всем они достаются заслуженно. А если и достаются, то что: медали и кубки? Чем кроме пантеона побед они полезны?

С моей точки зрения (и не только) связь выстраивается следующим образом.

Ребенок занимается, показывает спортивный результат. Меняет свой образ жизни. Родители видят это и стремятся продолжить обучение в секции. Родители оплачивают занятия. Но в обычном варианте они награждают таким образом учителя, а уже через него и его отношение своих детей. Богатый и довольный учитель будет лучше учить. А дети? Чем наградить их? Где результат их работы? Медаль, грамота и кубок? Я считаю, что они должны видеть бОльшее.

«Вы хорошо занимались, не пропускали занятия, проявляли интерес, прикладывали силы. Многие заслужили право участвовать в соревнованиях, экзаменах. Вы проявляли инициативу в помощи младшим. Полученный секцией доход — это и ваша зарплата.» Но если выплатить им эту зарплату деньгами или стипендией (как было даже как-то давно задумано), то получится частный, корыстный интерес — занятия за деньги. «То, что мы заработали было вложено в нашу общую собственность — купили татами, очень дорогую вещь. В каких-то секциях есть спонсоры, в каких-то занимаются обеспеченные взрослые люди. А тут только вы. Посмотрите на этот результат — его можно потрогать, на нем можно попрыгать. Ваши знания и усилия обрели материальное воплощение. Вы принесли в наш дом новое.»

Младшая группа выкладывает первый квадрат 3х3

Средняя группа делает несколько квадратов 3х3 для тренировки кувырков
Старшие самостоятельно готовят все полотно

Не каждая секция может себе такое позволить, хотя дети стараются везде и даже достигают бОльших результатов, чем у нас. Однако «скинувшиеся» родители не произведут такого эффекта, как осознание собственного труда.

 

Добавить комментарий