Поход с секцией каратистов — ч.6 (выводы и перспективы)

В первой части были перечислены части педагогического процесса, который должен был протекать во время нашего мероприятия. Все цели можно считать достигнутыми, но некоторые лишь на малую часть. Недели катастрофически не хватает. Нужно ориентироваться на бОльший срок, хотя бы около 3-х недель, как в пионерском лагере. Не знаю кто придумал именно на столько (есть мнение, что срок в 21 день выставлен из-за потребности аклиматизации в южных лагерях СССР), м.б. это связано с распространенным мнением, что устойчивая привычка вырабатывается за 3 недели повторений.

В макаренковском методе значительным элементом является самостоятельность коллектива. Хотя вначале руководитель может направлять его работу, координировать, через некоторое время его функции сводятся к административным, а педагогическое воздействие на участников, остается через сообщество (опосредовано). В малой группе, какой мы были в этом походе, слишком многое ложится на каждого. Но зато и прогресс и результат выше. Для кого и для чего это? Для собственного ли развития ребят? — Да! Но только в ключе применения полученного к приумножению и отдаче дальше. В следующем походе они должны стать ведущими своих малых групп, а наш коллектив получит новое качество — «сборный».

Пока на взрослых возложена слишком большая (посильная, но мешающая развитию самостоятельности и ответственности коллектива) задача хозяйственного обеспечения, обучения. Преподавательский состав должен по максимуму быть освобожден от этого, выведен на равные с воспитанниками роли. Т.е. дежурство такое же, тренировки такие же, отдых такой же. Тогда будет время на другую работу, которую за них никто не сделает — тактическое обобщение и корректировка. Я говорю сейчас не о ситуации, когда мероприятие является тренингом по получению какого-то конкретного навыка или преследует развлекательные цели, а о воспитании коллективистов. Поход — экстраординарная ситуация, к ней нужно привыкнуть, однако чем больше самостоятельных звеньев будет в коллективе, тем быстрее новички будут включаться в общую работу. В этот раз 4-ро получили представление как следует обустраивать жизнь в лесу, каково ее расписание. Надеюсь на них в будущем, как на основных помощников.

Не нужно ставить простых целей. Т.е. просто «поход». В нем все довольно просто, особенно с современным обеспечением, а создавать искусственные препятствия — обман. Возьмем произведения соцреализма, хотя бы «Территорию» Куваева. В них описываются условия во много раз более тяжелые и «походные», но люди успевали в них работать. Научить этому: отдаче, произведению, творению в сложных условиях гораздо важнее.

Как соотносятся наши действия с отдачей? Что мы творим? Прежде всего конечно же себя. И тут есть тонкость, чтобы не уйти в бесцельное самосовершенствование и набор знаний ради более качественного потребления жизни. Нельзя откладывать это на потом. По мелочи нужно уже сейчас хотя бы мусор из леса вытащить, дровами общественную стоянку обеспечить. Уже сейчас нужен разговор ради чего все эти тренировки, на какой Идеал мы ориентируемся и что собираемся делать в дальнейшем. Т.о. творим мы конечно себя, но для других, для труда, для дальнейшего творения. Так одной из установок было стать первопроходцами секции и на себе опробовать возможность и хронометраж тренировок, дежурств, переходов, соответствия питания потребностям, снаряжение и т.п.

Было много отчужденности. В моменты, когда стоило решать насущные проблемы, хотелось отвлечься на что-то более комнатное. Темы у ребят часто заходили в привычное в городе русло игр и гаджетов. Но к концу стали пробиваться их собственные суждения на материальные темы: еды и снаряжения. За это можно цепляться. Порадовал момент, когда мы с девушкой ушли в парную радиалку на разведку и задержались в ней. По приходу, уже в густых сумерках, нас встретили горячим чаем и костром. На критику ребята не схлопывались, а реально исправлялись, относились позитивно. Как результат с т.з. физического преодоления появилось сотворчество.

С технологической стороны мы прекрасно обеспечены и стоило бы направить эти средства на созидание. Тот же телефон может служить для развлекательных целей, а может способствовать тренировке в качестве трекера, секундомера, метронома, да музыку просто поставить, чтобы веселее. Думаю стоит через раз, на тренировке, просить ребят приносить свои телефоны и обеспечивать ими дополнительные возможности. Превратить объект разочарования и беспокойства многих родителей в полезный инструмент.

По окончанию этого цикла статей, я очень жду реакции ребят, их дополнений. Как минимум для их родителей должен быть предоставлен подробный рассказ о походе. В один их дней меня спросили: «Можно взять еду с общей стоянки? Ведь мы ничем не поделились с ними.» На что мой ответ был, что «Коммунизм — от каждого по возможностям, каждому по потребностям. Вы дрова носили? Воду? Пожар тушили? Это пока ваши возможности. И думать нужно об их увеличении, а не о товарообмене на еду.» Родители, вложились, обеспечили своих детей средствами для участия в походе, теперь время отдать им хотя бы разделенностью.

В следующем году нас ждет другой масштаб. Возможно эти заметки дадут, как я и писал вначале, понимание и веру родителям, что участие в таких мероприятиях очень важно, не страшно и дает плоды совсем иного рода, нежели просто тренировки. Может быть кто-то не только согласится отправить ребенка, но и пойдет сам, но в таком случае придется строго придерживаться наших правил :).

Добавить комментарий