Система инструкторского роста, «Башня»

По своему прямому назначению водонапорная башня работала до 1957 года, когда в городе уже появились новые водопроводные сооружения. Она пустовала до 1965 года, ставшего поворотным в ее судьбе.

В 1965 году в Тюмени начали происходить странные события. Некая группа молодых людей 16-18 лет стала отлавливать и избивать тюменских хулиганов, вершить, можно сказать, самосуд. Полгода милиция не могла справиться с поимкой малолетних преступников, не имея почти никакой информации о причастных к избиениям лицах. Так было решено обратиться в КГБ, которому не составило большого труда вычислить молодых людей и пригласить на воспитательную беседу. В целях «институционализации карательной группировки», то есть для придания ей статуса, в горисполкоме было решено открыть в помещении пустующей водонапорной башни военно-патриотический клуб. Клуб имени Ф.Э. Дзержинского. Произошло это в 1966 году. Наделенные полномочиями, облаченные в военизированную, подобно дружинникам, форму, дзержинцы следовали теперь букве закона.

Спустя несколько лет, когда первое поколение дзержинцев отправилось в армию, в полупустой башне стали собираться деструктивные элементы общества, образовался своеобразный притон. В горисполкоме срочно стали решать судьбу здания и клуба. В состав комиссии, решавшей данный вопрос, входил начальник инспекции по делам несовершеннолетних Геннадий Александрович Нечаев. Он и взял на себя ответственность за существование «Дзержинца». Клуб было решено не закрывать. Получая зарплату в милиции, Геннадий Александрович был педагогическим руководителем в башне.

«Давай! Любишь мечтать? Мечтай! Из мечты рождается цель, из цели — задачи. Выполнив задачу, получишь результат. Это и есть то, к чему мы идем — мечта, цель, действие, достижение!» Г.А. Нечаев

Доктор педагогических наук, директор центра внешкольной работы «Дзержинец» Ольга Антиевна Селиванова рассказывает:

«1976-1986 годы можно считать золотой эпохой клуба. В день сюда приходило от 600 до 800 человек. Геннадий Александрович тогда был единственным аттестованным тренером по карате, ему было разрешено преподавать эту очень популярную в те годы дисциплину. Тогда же произошла и реконструкция башни, была пристроена лестница, огорожены этажи и созданы помещения. Ведь сама водонапорная башня была, разумеется, полой. Здесь была лишь винтовая лестница и труба для подачи воды.»

В 1974 году по решению партийного собрания Нечаева направили на работу в милицию — курировать подростковые клубы. В этом же году он начал работать в подростковом клубе «Дзержинец». С 1977 года возглавил его.

Вскоре Нечаев стал не только первым аттестованным тренером по линии МВД и по линии спорткомитета СССР, но и вошел в состав комиссии обкома партии по контролю за развитием карате в Тюмени и Тюменской области. В этом виде спорта под его руководством вырос до чемпиона мира тоболяк Соснин. Чемпионом Советского Союза стал Камиль Муcин, который уже 2 года подряд становится чемпионом мира «по старикам». Серебряным призером России по юношам стал Алексей Пестряков. Чемпионом России – Павел Мясников, Владимир Иванов и Евгений Богомаз – были признаны лучшими по технике карате на Всероссийских соревнованиях «Динамо».

Не сомневаюсь, продолжи тогда Ген Саныч свое спортивное наставничество в этом направлении, давно бы уже стал залуженным тренером. Но каратэ было для него этаким эффективным инструментом в педагогическом новаторстве. А если точнее — прологом изобретенной им Системы инструкторского роста (СИР).

Смысл нечаевского ноу-хау состоял в том, что, поднимаясь по ступеням этой своеобразной лестницы, ребятня осознанно осваивала разноплановые навыки (от житейских до организаторских), постигала культуру общения, училась владению кистью, пером, фотоаппаратом, обучалась танцам, игре на гитаре и много чему еще. Словом, Ген Саныч на практике воплощал декларируемый идеологами КПСС тезис о гармоничном развитии личности. Причем, в большинстве своем он «гармонизировал» такие личности, по которым, как говорится, тюрьма плакала. А приманкой для вовлечения «трудных» подростков в орбиту клубной жизни как раз и были каратэ да рукопашный бой.

Система инструкторского роста

Это авторская педагогическая разработка, результат творческого переосмысления известных методологических положений учения А. С. Макаренко об этапах развития коллектива и уровнях предъявления педагогического требования. В качестве теоретических предпосылок данной воспитательной системы также выступают:

типология уровней развития группы как коллектива Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина (номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, коллектив);

стратометрическая концепция А. В. Петровского (рассмотрение многоуровневой структуры групповой активности и типологии групп па основе принципа опосредованности межличностных отношений содержательно-ценностными аспектами деятельности).

В основе психологического действия СИР лежит обусловленность возможности заниматься предпочитаемым видом деятельности необходимостью прохождения через систему разнообразных, постепенно усложняющихся видов деятельности. Разнообразие направлений работы Центра, видов деятельности и разноуровневость отношений ответственной зависимости в коллективе моделируют (в психологически и социально комфортной ситуации) многообразие взаимодействий личности и социума. Прохождение подростка через систему работы Центра обеспечивает развитие внутреннего жизненного опыта личности посредством глубоко индивидуализированного внутреннего переживания и осмысления подростком фактов и событий своей жизнедеятельности в процессе исполнения педагогической функции но отношению к сверстникам. СИР – это форма учета интересов и потребностей подростков, путь развития уже имеющихся у членов Центра знаний, умений и навыков, а также приобретения новых, способствующих достижению положительных результатов в разнообразной деятельности, формированию сознательного подчинения своих действий общественным интересам.

Эффективность системы работы Центра в немалой степени зависит от качественного единства направлений работы Центра и уровней (этапов) развития коллектива. Разнообразие направлений работы дает возможность подросткам приобрести знания, умения, навыки в различных видах общественно-полезной деятельности, проявить свои индивидуальные способности в сознательно выбранном, предпочитаемом виде деятельности. Наличие этапов в Системе обеспечивает постепенность усвоения информации подростками. Для самих подростков переход на очередную ступеньку инструкторской лестницы – ощутимый результат движения вперед, знание ближайших и более отдаленных целей деятельности, путей и способов их достижения.

Этапы системы инструкторского роста

I этап. Он начинается в конце лета, когда в Центре проводится новый набор. Процесс адаптации новичков к коллективу может длиться от нескольких недель до полугода. Это достаточно продолжительный срок, в течение которого возможен уход подростка из Центра по самым разным причинам. Адаптационный период характеризуется общим эмоциональным напряжением, вызванным главным образом недостатком информации у новичков о нормах, требованиях коллектива, его членах. Естественным также является стремление новичка как можно быстрее зарекомендовать себя в новом коллективе, определить свое возможное положение в нем. Для первого этапа характерны активность новичков по отношению к деятельности мотива прихода и пассивное участие в других видах деятельности.

Цель данного этапа: обеспечение первоначальной адаптации подростка в коллективе Центра.

Задачи:

1. Удовлетворение потребности в информации:

  • знакомство с направлениями работы Центра;
  • знакомство с законами и традициями коллектива;
  • налаживание межличностных контактов в микрогруппе.

2. Формирование основ дисциплинированности и исполнительности: требование исполнения законов Центра и правил внутреннего распорядка.

3. Составление психолого-педагогической характеристики новичка:

  • оформление документов, заполнение входной анкеты;
  • психодиагностика.

4. Усвоение основ знаний, умений и навыков по важнейшим направлениям работы Центра:

  • начальный курс редактора;
  • начальный трудовой курс;
  • начальный оперативный курс;
  • начальный социальный курс и т.д.

На первом этапе развития коллектива авторитарный метод предъявления педагогических требований является необходимым и обязательным. Тем не менее в Центре предусмотрены факторы, смягчающие жесткость и безапелляционность требований. Эстетика военизированного быта в организационной структуре (звания, субординация, знаки отличия и т.п.) вносит в строгость требований оттенок игры. Кроме того, большинство законов и традиций Центра носит оптимистический, эмоционально-положительный характер (например, закон рукопожатия, выражающий дружеское отношение к людям).

II этап. Это наиболее сложный период в развитии коллектива. На смену эмоциональному подъему первого периода, в немалой степени обусловленному радостью но поводу самого факта приема и осуществления желания заниматься каким-либо видом деятельности, приходит достаточно монотонная жизнь. Она предусматривает еженедельные тренировки, обязательные занятия по направлениям в соответствии с расписанием, сдачу зачетов по пройденным дисциплинам, регулярные дежурства но Центру (включающие, в том числе, и санитарную уборку помещений). У подростков формируется основной конфликт второго этапа: «хочу – надо» (хочу заниматься каратэ, но надо во время тренировки дежурить в раздевалке и т.п.). Конфликт усугубляется, если подросток по каким-то причинам не может удовлетворить своих потребностей. Если в этот момент не произойдет, конечно с помощью педагога, замена вида деятельности, связанной с мотивом прихода, либо в результате индивидуального подхода не будут найдены пути самоутверждения личности в предпочитаемой ею области, прогрессирование конфликта может привести к отказу подростка от Центра и, как следствие, потерю для него одного из институтов социализации.

Цель данного этапа: обеспечение устойчивой адаптации членов Центра в коллективе.

Задачи:

1. Создание условий для возникновения внутригрупповой сплоченности, общественного мнения, отношений ответственной зависимости и т.д. Выяснение причин конфликтов в группах, осуществление педагогического контроля за их развитием и разрешением (но возможности).

2. Создание условий для привлечения подростков к активному участию в разнообразных видах общественно-полезной деятельности (не только пассивное присутствие, но и оказание посильной помощи в подготовке и проведении занятий и т.п.).

3. Выявление склонностей и предпочтений подростков в той или иной области деятельности, сопоставление результатов эмпирических наблюдений с теоретически оптимальным видом деятельности для данного подростка (на основе изучения психологических особенностей личности).

4. Усвоение основного курса знаний по направлениям работы Центра.

III этап. Уровень развития коллектива достаточно высок, в основном сформированы отношения ответственной зависимости (подавляющее большинство ребят имеют постоянные поручения), взаимопонимания, сотрудничества внутри отдельных групп, проходит процесс идентификации подростков со своими коллективами, сравнение, а иногда и противопоставление своей группы другим. Излишняя автономизация может привести к возникновению корпоративных тенденций в развитии группы. В этих условиях очень важно, чтобы работа педагога в направлении дезавтономизации не воспринималась подростками как посягательство на единство их микроколлектива, а, напротив, рассматривалась как повышение статуса того или иного члена группы либо всей группы в целом.

Практический опыт работы в Центре показывает, что наиболее эффективно в подобной ситуации включение подростка в «скользящую сеть» (термин Д. И. Фельдштейна) различных коллективов, членом которых он одновременно является. Начиная с первого этапа, подростки имеют возможность принять участие в работе временных микроколлективов: инициативной группы но подготовке праздника, футбольной команды и т.п. На третьем этапе на основе полученных знаний и умений у ребят появляется возможность подняться на качественно новый уровень организации своей деятельности – принять участие в работе одного (или нескольких) из отделов Центра.

Система отделов в целом соответствует направлениям работы Центра (спортивный, музыкальный, художественный, методический и т.д.).

Проходя специализацию в том или ином отделе, подросток углубляет свои знания по интересующему его виду деятельности, приобретает специальные знания, умения и навыки. Начало работы в одном из отделов не является неожиданностью для подростка: на предшествующем этапе воспитанник в обязательном порядке проходит стажировку, которая помогает ему сделать более осознанный выбор направления основной деятельности. Необходимость удовлетворения своих личных потребностей и интересов приводит подростка к необходимости выхода за рамки микрогруппы, осознанию полезности своей деятельности не только для себя и своих ближайших товарищей, но и для всего коллектива Центра, а через это и для общества в целом. Стоит заметить, что деятельность отделов не ограничивается рамками Центра: проведение трудовых и социальных десантов, оперативных дежурств, показательных выступлений и т.п.

Цель данного этапа: создание условий для успешного осуществления процесса формирования общественной направленности личности.

Задачи:

1. Обеспечение положительных результатов деятельности подростков за пределами Центра.

2. Создание условий для творческого самораскрытия подростков в предпочитаемом виде деятельности.

3. Усвоение основного курса знаний, умений и навыков организаторской деятельности.

Необходимо отметить значимость третьего этапа в формировании у подростков «адаптационной способности» (не следует понимать это выражение буквально). Параллельное изучение на данном этапе методики проведения занятий по различным направлениям (методика тренировок, коллективных творческих дел и т.д.) позволяет подросткам проводить аналогии, сравнивать приемы и методы работы (естественно, с помощью педагога) в различных видах деятельности. Тем самым вырабатывается универсальный методический подход к организации практически любого вида деятельности (в том числе и не входящего в систему направлений работы Центра), способность планировать свою деятельность, прогнозировать ее успешность, анализировать результаты и т.д. Деятельностная разноуровневость и разнонаправленность приобретенных знаний, умений и навыков постепенно формирует социальнопсихологически гибко адаптирующуюся личность; закладываются основы социальной компетенции.

IV этап. На этом этапе происходит процесс закрепления организаторских навыков, применение их на практике в различных видах деятельности. Очень важно, чтобы этот процесс проходил не в рамках Центра, где сложившиеся формы и методы работы все же оказывают тормозящее действие на развитие организаторских навыков, индивидуальных творческих способностей членов Центра.

Педагогическим коллективом Центра разработаны и воплощены на практике несколько вариантов расширения социальной среды развития:

1. Организация работы с проблемными детьми (безнадзорными, беспризорными и пр.) через индивидуальное шефство над ними членов Центра (внедрение технологий снижения социальных рисков и пр.).

2. Многолетнее сотрудничество с пригородным детским домом по организации досуга воспитанников в летний период.

3. Обеспечение организации и проведения ежегодного летнего лагеря для трудных подростков.

4. На стадии практического эксперимента находится работа членов Центра с подростками группы социального риска, состоящими на учете в областном банке данных (технология «работы со случаем» и др.).

5. Внедрение в практику работы технологий ювенальной юстиции (восстановительное правосудие, примирительные встречи и т.п.).

Старшие воспитанники Центра активно включаются в перечисленные виды деятельности на правах участников, помощников, соисполнителей. При полной педагогической самостоятельности ребят в роли организатора создаются объективные предпосылки для развития творческих потенциалов личности, возникает потребность в самообразовании, пополнении своих теоретических знаний и практических навыков, обмене опытом с другими подростками-организаторами. В этих условиях Центр играет роль методического центра, осуществляющего координационно-консультативную поддержку руководителям внеклубных формирований.

Цель данного этапа: формирование у членов Центра осознанной необходимости социальной работы, социальной помощи как способа мироощущения и жизнедеятельности.

Задачи:

1. Обеспечение условий для самостоятельного применения на практике полученных в Центре знаний, умений и навыков в избранном направлении.

2. Определение перспектив дальнейшей деятельности подростка (по возможности).

3. Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов для работы в микросоциуме (по возможности).

Целенаправленное перспективное «веерообразное» усложнение способов, форм и различных видов деятельности, центрированных вокруг социально-педагогической деятельности как помощи младшему, неопытному, слабому и т.д., постепенно создает количественную базу для качественного скачка. Таким скачком становится внутреннее переосмысление подростком своей деятельности, осознание своей индивидуальности и перспектив дальнейшего использования ее своеобразия в практике конкретной деятельности.

В качестве средств, используемых в рамках СИР, обеспечивающих воспитательное воздействие на подростков, занимающихся в Центре, можно назвать:

  • наличие ситуаций практической самостоятельной деятельности подростков:
  • личность педагога, работающего с подростками.

В качестве условий успешного осуществления деятельности выступают:

  • наличие институциализированной неформальной среды, в которой происходит передача жизненного опыта;
  • «веерообразная» многопрофильность внешкольного учреждения, обеспечивающая разноуровневость и разнонаправленность процесса социализации при сохранении доминантной типовой направленности;
  • активная мотивация педагогического персонала на достижение конкретных положительных перемен в поведении подростков;
  • возможность практического воплощения подростками полученных в Центре знаний и умений в личностно значимой социально положительной и общественно полезной деятельности в течение длительного (несколько лет) времени, обеспечивающая поэтапность усвоения знаний и регулярность применения их на практике.

Источники:

  1. Статья Дмитрия Падерина (включает заглавную фотографию) https://t-i.ru/article/new/7336
  2. Статья Сергея Ковальчука http://www.sport-tyumen.ru/index.php?pid=816
  3. Энциклопедия https://studme.org

Добавить комментарий